)
)
“С формальной точки зрения Майдан это территория площади Независимости, которая находится в центре города Киева страны Украина. Однако Майдан – территория негеографическая. Майдан – пространство, имеющее идеальный и в значительной степени сакральный смысл, проявившийся в событиях 2004 и 2013-2014 года в Украине.
Но вот какой вопрос возникает. Самое большее количество жизней украинцев в протестах 2013-2014 годов принесено в жертву на Майдане в феврале 2014 года. Почему защита некоторой территории оказалась так важна, что украинцы готовы жертвовать своей жизнью? Что там такое на этом Майдане? Ну не дома же, которые горят, и не асфальт, который разрушается, так важен украинцам.
Название “Майдан” у бывшей площади Октябрьской революции возникает с 1990 года благодаря множеству митингов за независимость, в частности “революции на граните” в сентябре 1990 года. Однако впервые Майдан как явление в своем идеальном сакральном качестве возник как попытка очевидной демонстрации единства народа Украины в процессе осуществления народной воли протеста против фальсификации президентских выборов 2004 года в Украине. В этих процессах Майдан, орущий имя будущего президента (Ющенко), выполнял функцию возвращения права в процессе навязанного бесправия.
Однако уже тогда проявилось особое качество Майдана – эгрегор народа. Это означает, что на территории Майдана в процессе самоорганизации возникла особая моральная атмосфера доверия людей друг к другу, взаимопомощи, вежливости и толерантности. Споры и конфликты в такой атмосфере кажутся неуместными. Приезжающие гости быстро обнаруживают этот особый дух и быстро начинают ощущать себя своими.
Майдан так бы и остался уникальным историческим явлением, которое бы постепенно забылось, если бы не дальнейшие события в Украине.
С 2004 года Майдан начал проявлять себя как место, к которому апеллировали политики, когда политическое равновесие в стране нарушалось. В частности, Майдан как попытка возобновления равновесия в стране собирался во время политического кризиса весной 2007 года в Украине. Однако с приходом к власти Виктора Януковича в 2010 году равновесие в стране началось разрушаться системно.
Разрушаемое с 2010 года властью в Украине равновесие на разных уровнях политической, экономической, культурной и социальной жизни страны привело к целому ряду Майданов – 27 апреля 2010 года Майдан против Харьковских соглашений Украины и России (дешевый газ России в обмен на продление пребывание российского флота в Севастополе в Украине), когда произошли столкновения демонстрантов с милицией на улице Грушевского, Налоговый Майдан (ноябрь 2010) против налогового кодекса Азарова-Тигипка, который был разогнан властью, Майдан против закона Колесниченка-Кивалова, ограничивающего развитие украинского языка (июль 2012).
Наиболее известным считается Налоговый Майдан, а другие два протеста обычно не связывают с Майданом как географической территорией, поскольку протест против Харьковских соглашений привел к стычкам на улице Грушевского (которая рядом с Майданом), а протест против антиукраинских законов происходил по всей Украине, в том числе и на Майдане.
Виктор Янукович навсегда войдет в украинскую историю как человек, дважды приведший общество Украины к массовым протестам, – к Оранжевой Революции 2004 года и к революции 2013-2014 года. Однако Виктор Янукович войдет также и в мировую историю как человек, построивший первое олигархически-полицейско-бандитское образование с полностью уничтоженным национальным государством, с особым цинизмом и беспределом криминально-корпоративных структур власти.
Сущность такого полицейско-олигархо-бандитского образования в том, что оно в общем-то уже не государство, а его экономическая система уже не коррупция. Коррупция для такого государства – давно пройденный этап. Ведь коррупция в традиционном понимании это разрушение государства. А мы говорим об уже разрушенном государстве, когда полиция публично сотрудничает с олигархами и бандитами, когда чиновники не просто берут взятки скрытно, а когда взятки превращены в публичную систему регулярного второго налога и осуществляются поставки денег снизу по всей вертикали власти, когда Суд действует исключительно как репрессивный орган и публично обслуживает полицейско-олигархо-бандитскую вертикаль, когда власть публично нанимает бандитов для отъема бизнеса у непослушных бизнесменов и выбивания денег с послушных бизнесменов.
Украина – сложная страна, в своей истории разными частями принадлежавшая к разным цивилизациям. Эта страна всегда держалась на системе межцивилизационного внутристранового равновесия. Решение о разбалансировании равновесия внутри страны было принято за ее пределами – в США, Европе и России. Демократия в Украине позволила прийти к власти людям, которые в силу разных причин не смогли сопротивляться внешнему управлению этих геополитических игроков и под это внешнее управление выстроили криминально-корпоративную систему, разрушившую межцивилизационное равновесие внутри страны.
В Украине к 2013-му году оказались разрушены все важные равновесия – геополитическое равновесие (равноудаленность от России и Европы/США), равновесие между властью и оппозицией (оппозиционный лидер в тюрьме, оппозиция в Парламенте имеет нулевое влияние), равновесие между бандитами и полицией (произошло их фактическое слияние), равновесие между регионами страны (избыточное финансирование Востока Украины и недофинансирование Запада Украины), равновесие между украиноязычными и русскоязычными сообществами страны (ограничение развития украинского языка), равновесие между олигархами (привилегии близким к власти олигархам и создание Семьей Президента собственного олигархического клана), равновесие между средним классом и олигархами (фактически уничтожение среднего класса через отъем его бизнеса и превращение его в наемных рабочих), региональное равновесие в кадровой политике власти, равновесие между правдой и ложью (почти полное отсутствие цензуры на независимых украинских телеканалах, транслируемых на Западной Украине и которые на Востоке Украины почти не смотрят, поскольку Восток Украины оболванивался российскими новостями с резкой антиукраинской пропагандой).
Майдан в событиях гражданского протеста 2013-2014 года оказался территорией возобновления всех этих равновесий в Украине. Майдан – явно демонстрируемое публичное единство всей Украины. География погибших на Майдане в феврале 2014 года – это география всей страны, это география мортирологического единства страны. В этом смысле, политый кровью Майдан обретает особый статус для страны.
Вот почему для украинской криминально-корпоративной власти оказалось так важно уничтожить Майдан – иначе ей не сохранить желаемой неравновесие, в котором она доминирует. В этом смысле принцип “разделяй и властвуй” в новом нарождающемся на наших глазах мире будет дооформлен до более стратегически мощного принципа: “создавай неравновесия и властвуй”.
В сущности, Виктор Янукович не создал ничего уникального. И в Росси, и в Китае, и в Европе, и даже в США выстроены подобные же системы, ибо мы переживаем период перехода от мира государств к миру корпораций. Однако Виктор Янукович первый выстроил систему, которую еще предстоит увидеть жителям других стран, и, прежде всего, перечисленным здесь. Это система криминальной корпоратократии, где государства фактически нет, а бывшие государственные органы преобразованы в структуры криминально-корпоративной власти и уничтожают средний класс, принуждая его вместе со всеми остальными к рабскому труду.
Майдан сегодня оказался местом начала четвертой мировой войны – войны национальных государств с мировой криминально-корпоративной системой.
Если вы зададите себе вопрос, почему же лидеры мирового правящего класса так медленно и недейственно вводили свои мелкие санкции против нынешних украинских чиновников и олигархов, хотя украинским обывателям эти санкции казались важными, то ответ прост – мировой правящий класс получил отличный полигон для эксперимента протекания конфликтов между представителями старой национальной идентичности и представителями новой криминально-корпоративной идентичности. В сущности, украинский Майдан это полигон мирового правящего класса, а украинцы на Майдане это подопытные кролики.
Майдан, понимая это, не станет требовать платы от мирового правящего класса за использование Майдана в качестве полигона новых конфликтов и противоречий, хотя это и стоило нам огромного напряжения человеческих сил и множества потерянных человеческих жизней. Майдан сделает иначе – он создаст могильщика для мировой системы криминальной корпоратократии. Как говорят русские, “получи, фашист, гранату”.
Майдан предлагает миру свою инновацию. И это не сраная электоральная демократия, возможная лишь в мире государств. Это сетевая доверительность (сперантизм) и экономика дарения (донатизм). Украина в истории так часто выживала вопреки государству, что ее гражданское общество оказалось мало связанным с государственными структурами. Поэтому социальные сети в Украине гораздо более важны, нежели в любой другой стране мира.
Майдан проявил внутри своего эгрегора структуру гражданского общества Украины – представителей местных сообществ, которые самоорганизовались в доверительную сеть и смогли восстать против криминально-корпоративной системы. Эти самоорганизованные общины оказались вовсе не тем набором местных территориальных сообществ, которые последние десятилетия миру навязывало государство. Майдан стал социальной сетью, развернутой на топологическом пространстве доверительных связей, где географическое пространство уже не важно.
Майдан навязывает выбор власти вне демократических выборов. Криминал не пройдет. Олигархического рабства среднего класса не будет. Криминалитет будет безжалостно уничтожаться. Олигархи, если согласятся сотрудничать с Майданом, будут всего лишь разукрупнены. Если олигархи откажутся сотрудничать с Майданом, потеряют большинство активов. В стране будет проведена люстрация в ее расширенном понимании: административная, организационная, партийная, корпоративная, личностная, медийная, позорной собственности и позорных денег, нормативная.
Пусть мировой правящий класс, называющий в средствах массовой информации Майдан фашистами,
пытается и дальше уничтожать и зачищать его как географический ареал. Майдан понял принцип своей выживаемости, и теперь он сможет собраться быстро и эффективно в любом другом месте.
Мировая криминально-корпоративная власть, мыслящая в географических представления, нам не страшна. Она в принципе не понимает, что происходит на Майдане. А мы понимаем, и поэтому не станем регистрировать наши социальные доверительные сети ни по каким юридическим нормам.
Думаете, ваши корпоративные активы вне поддержки сетевых структур гражданского общества чего-то стоят? А напрасно вы так думаете. Думаете, что ваших денег, за которые вы нанимаете гопников, чтобы разрушать наш образ жизни, достаточно, чтобы нас сломить? Напрасно вы так думаете. Самое эффективное оружие против гопника и стоящего за ним олигарха это сеть доверия, построенного на нормах самоуважения, свободы и взаимовыручки. Ваши деньги без сетей, подобных Майдану, невозможно сохранить. Никакая криминальная система не может существовать долго, если сохранился моральный стержень народа, преобразующего себя в сетевые сообщества.
Сеть – самая эффективная система информирования, самая эффективная экспертная система. Можно чрезвычайно успешно врать на телевидении. Можно нанять гопников, чтобы спровоцировать кровавое противостояние, можно сжечь собственный партийный офис и обвинить в этом протестантов, можно творить зверства и оставаться безнаказанным. Но все это возможно лишь в мире государственных и корпоративных СМИ. В сети это невозможно. Сеть не даст соврать. Сеть разоблачит вас тысячей свидетелей. Этот новый опыт Майдана позволил нам эффективно избавляться от лжи.
Не существует в мире других субъектов, кроме бывших территориальных (ныне топологически сетевых) сообществ, которые могут противостоять криминально-корпоративным образованиям, приходящим на смену бывшим государствам. Чтобы стать сетевыми сообществами, бывшим территориальным сообществам необходимо отказаться от принципа субсидиарности (когда все полномочия власти находятся в центре и они с доброй воли центра делегируются на места). Нужен переход к принципу супердиарности (когда все полномочия власти находятся вне центра на географических или топологических местах и делегируются в центр в том объем и на тот срок, которые сами эти сетевые сообщества считают необходимыми).
Майдан это прообраз нового мира. Его отдельные сегменты территориальных общин, сегменты профессиональных сообществ, сегменты сообществ по интересам, сегменты квазиполитических структур, например, Нарния, викинги и т.д., способны противостоять криминально-корпоративной системе. Майдан это новая реальность мира сообществ, противостоящая миру корпораций.
Международному правящему классу придется смириться с новой реальностью. Вы, жертвующие человеческими жизнями ради своих корпоративных интересов, решили подмять под себя государства по целому миру, и поставить нас на колени. Но этого не будет. Мы есть и будем, но для вас нас никогда не будет. Мы будем вне вашего поля зрения. Вы нас попытались обречь на поражение, но мы обречем на поражение вас.
Европа и Россия боятся майданизации. И правильно боятся. И ни Китаю, ни США тоже не укрыться от Майдана.
Трепещите, ибо Майдан грядет. Вы все еще верите в демократию? Тогда мы идем к вам…
P.S. Пожалуйста, если вы поняли, о чем этот текст, не транслируйте его в средствах массовой информации, потому как его содержание либо заблокируют, либо обессмыслят. Транслируйте этот текст по социальным сетям и интеллектуальным цепочкам, укоренным в социальные сети. Если у вас есть возможность его перевода, то и переводы тоже транслируйте по этому принципу.”
Автор
Философ.
“Любовь мужчины – это только часть его жизни; у него есть много других дел, которые нужно выполнить. Любовь женщины – это вся её жизнь. Для мужчины это не так. Для мужчины любовь – одна из многих вещей. Он хотел бы писать стихи не потому, что он любит; он хотел бы писать картины не потому, что он любит – это занятие имеет для него свою собственную ценность, ничем не связанную с любовью. А устав от картин, музыки, он хотел бы упасть глубоко в любовь и забыться; это его отдых. Увидьте разницу: любовь мужчины – это место его отдыха. Когда он устаёт от мира, от тысячи и одного дел, он хочет упасть в энергию женщины, в её тепло и раствориться. Помните: он любит, только если получает отдых, и тогда он снова может рисовать, писать стихи, сочинять музыку или танцевать. Для него любовь – это необходимая основа, чтобы делать другие вещи. Для женщины – всё наоборот: она будет делать другие вещи, потому что она любит. Если она не любит, она перестаёт делать что-либо вообще.”
Ошо (Бхагван Шри Раджниш).
Мужчина и женщина. Танец энергий
Подарки своими руками для друзей и родных. Игрушки зайки я выполнила по выкройке Тильда из льна умышленно состарила с помощью кофе, корицы. Так называемые игрушки кофеюшки. Еще такие игрушки можно назвать чердачными. Лошадки просто нарисовала сама шаблон. Могу сделать и Вам Заказать игрушку просто. Высылаю почтой. На изготовление декор – игрушки необходимо 1-3 дня. Скоро будут овечки 🙂
Одесский юморист Михаил Жванецкий обратился к народу Украины по поводу последних столкновений в центре столицы. Об этом сообщают блоггеры в сети Фейсбук
Публикую полный текст обращения Михаила Жванецкого, который распространили блоггеры в соцсетях, однако ни на сайте М.Жванецкого, ни на его странице в соцсети обращения пока, информирует еizvestia.com.
«И так тонко складывается ситуация, что при гражданской войне мы опять будем бить друг друга: то есть беспайковый — беспайкового, низкооплачиваемый — бесквартирного, больной — больного. Ведь все мы и вы понимаете, что до них дело не дойдет, и дачу их не найдешь. И опять дело кончится масонами, завмагами, армянами и мировой усталостью, которая и позволит всем вождям от районных до столичных снова занять свое место. Что они немедленно сделают с криком: «Дорогу пролетариату! Народ требует! Народ желает, чтобы мы немедленно сели ему на голову!» А мы с вами расчистим им путь своей кровью. Такие мы козлы, не умеющие жить ни при диктатуре, ни при демократии.
– Не готовы наши люди, — говорят вожди. — Не готовы! Жить еще не готовы. Помирать не хотят, а жить не готовы. Вот я и предлагаю: не бояться помереть в этом веселом и яростном мире. Врагов не бояться. Кто бы ни пришел — уголовник или патриот, вождь или сексот. Кто первый ворвется в квартиру — он и перевернется. Свобода стоит того, а эта жизнь того не стоит. Мужество рождается от трусости. Первый пострадает, второй задумается. И меньше сидеть дома. Легче идти на контакты. Настало время контактов и политических знакомств. Искать своего, порядочного, которому тоже жалеть не о чем. Искать легко — по лицам. У порядочных есть лица, у непорядочных и там и там вместо лица задница… И сходиться. Все уже ясно. Когда появится правительство, удовлетворяющее нас, — нас не будет. Когда появятся законы, разрешающие нам, — нас не будет. А когда они войдут в действие — и детей наших не будет. Поэтому первое. Свалки не бояться — тогда ее не будет. Землю брать — тогда она будет. Свободу держать зубами. Вождей, живущих с нами параллельно, угробивших нашу юность, — давить. И ничего не бояться. Хватит кому бы то ни было когда бы то ни было распоряжаться нашей жизнью. Каждый сам знает, когда ее закончить», — говорится в обращении.
«Работа не волк – в лес не убежит»
■ Неправильный контекст: Работа никуда не денется, отложим ее.
• Правильный контекст: Работу придется делать в любом случае.
Те, кто произносит эту пословицу сейчас, не учитывают, что волк раньше на Руси воспринимался как животное, не поддающееся приручению, которое гарантированно сбежит в лес, тогда как работа никуда не исчезнет и ее все равно придется выполнять.
«В здоровом теле здоровый дух»
■ Неправильный контекст: Сохраняя тело здоровым, человек сохраняет в себе и душевное здоровье.
• Правильный контекст: Нужно стремиться к гармонии между телом и духом.
Это вырванная из контекста цитата Ювенала «Orandum est, ut sit mens sana in corpore sano» – «Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом». Речь идет о том, что нужно стремиться к гармонии между телом и духом, поскольку в реальности она редко встречается.
«Красота спасет мир»
■ Неправильный контекст: Красота спасёт мир
• Правильный контекст: Красота не спасёт мир.
Эта фраза, приписываемая Достоевскому, на самом деле была вложена им в уста героя «Идиота», князя Мышкина. Сам Достоевский в ходе развития романа последовательно демонстрирует, насколько Мышкин оказывается неправ в своих суждениях, восприятии окружающей реальности и, в частности, этой максиме.
«Жизнь коротка, искусство вечно»
■ Неправильный контекст: Настоящее искусство останется в веках даже после смерти автора.
• Правильный контекст: Жизни не хватит на то, чтобы освоить все искусство.
В латинской фразе «Ars longa, vita brevis» искусство не «вечно», а «длинно», то есть «обширно»: речь здесь идет о том, что изучению искусства придется посвятить целую жизнь, но, скорее всего, всех книжек все равно прочитать не успеешь.
«И ты, Брут?»
■ Неправильный контекст: Удивление, обращение к предателю, которому доверяли.
• Правильный контекст: Угроза, «ты следующий».
Согласно одной из версий, Цезарь адаптировал слова греческого выражения, которое стало поговоркой у римлян. Полностью фраза должна звучать так: «И ты, мой сын, почувствуешь вкус власти». Произнеся первые слова фразы, Цезарь как бы заклинал Брута, предвещая его насильственную смерть.
«Растекаться мыслью по древу»
■ Неправильный контекст: Говорить / писать запутанно и длинно; никак не ограничивая свою мысль, вдаваться в ненужные подробности.
• Правильный контекст: Смотреть со всех точек зрения.
В «Слове о полку Игореве» эта цитата выглядит так: «Растекался мысию по дереву, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». Мысь – белка.
«Народ безмолвствует»
■ Неправильный контекст: Люди пассивны, безразличны ко всему.
• Правильный контекст: Народ отказывается принимать то, что ему навязывают.
В финале трагедии Пушкина «Борис Годунов» народ молчит не потому, что его не волнуют насущные проблемы, а потому, что не хочет принять нового царя:
«Масальский: Народ! Мария Годунова и сын ее Федор отравили себя ядом (Народ в ужасе молчит). Что же вы молчите?
Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!
Народ безмолвствует».
«Человек создан для счастья, как птица для полета»
■ Неправильный контекст: Человек рожден для счастья.
• Правильный контекст: Счастье для человека невозможно.
Это крылатое выражение принадлежит Короленко, у которого в рассказе «Парадокс» его произносит несчастный инвалид от рождения, без рук, добывающий пропитание своей семье и себе сочинением изречений и афоризмов. В его устах эта фраза звучит трагично и опровергает сама себя.
«Истина в вине»
■ Неправильный контекст: Выпивший человек говорит правду.
• Правильный контекст: В вине может и истина, но здоровье – в воде.
А дело в том, что цитируется лишь часть перевода латинской пословицы «In vino veritas, in aqua sanitas». Полностью он должен звучать как «В вине правда, в воде – здоровье».
«Мавр сделал свое дело, Мавр может уходить»
■ Неправильный контекст: О шекспировском Отелло.
• Правильный контекст: Цинично о человеке, в услугах которого больше не нуждаются.
К Шекспиру это выражение не имеет никакого отношения, так как заимствовано из драмы Ф. Шиллера «Заговор Фиеско в Генуе» (1783). Эту фразу там произносит мавр, оказавшийся ненужным после того, как он помог графу Фиеско организовать восстание республиканцев против тирана Генуи дожа Дориа.
«Пусть расцветает сто цветов»
■ Неправильный контекст: Богатство вариантов и разнообразие – это хорошо.
• Правильный контекст: Пусть критики критикуют.
Лозунг «Пусть расцветает сто цветов, пусть соперничают сто школ» выдвинул объединивший Китай император Цинь Шихуан. Кампания по поощрению критики и гласности оказалась ловушкой, когда стало объявлено, что лозунг был частью другой кампании, с названием «Пусть змея высунет голову».
По материалам fastcult.ru
Останнім часом великої популярності набули так звані «Лендінг Пейджі». І якщо Ви ще не в курсі що це таке, то ця стаття саме для Вас!
Поняття «Лендінг-пейдж» спочатку пішло від закордонних інтернет-маркетологів, так вони іменували сторінку, на яку користувач перейшов через посилання з електронного листа. Наприклад, якщо ви проводите який-небудь захід, то в своєму листі-запрошенні ви вказуєте посилання на сторінку з реєстраційною формою. Це і є ваша посадкова сторінка або лендінг. Також посадкову сторінку іноді називають цільовою сторінкою.
Лендінг – це невеликий сайт, що складається з однієї сторінки. Мета такої сторінки – роздобути користувача та спонукати його на якусь дію, наприклад, оформити замовлення або підписку. Landing page зазвичай оформляють простим, приємним дизайном і розміщують якомога більше необхідної і важливої інформації.
Максимум простоти, зрозумілої інформації по товару або послугах – ось що таке цільова сторінка. Так як у клієнта немає можливості піти через клік по рекламному оголошенню або перейти на інший сайт, то у нього залишається наступний вибір дій:
1. Прочитати текст або частково ознайомитися з ним;
2. Покинути сайт, якщо не цікаво;
3. Оформити замовлення, підписку, зробити телефонний дзвінок, якщо інформація на сторінці його зацікавила.
На цьому етапі і відбувається продаж товарів-послуг.
Відмінність лендінг-сторінки від звичайного інформаційного сайту полягає в тому, що увага відвідувача фіксується тільки на послузі або конкретному продукті. Ще Landing page – дуже хороший інструмент маркетолога для проведення аналітики. Переглянути приклад ледінг сторінки.
С одной стороны, совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать черный квадрат на белом фоне. Да любой так сможет! Но вот в чем загадка: «Черный квадрат» — самая знаменитая картина в мире. Уже почти 100 лет прошло с момента ее написания, а споры и бурные дискуссии не прекращаются. Почему это происходит? В чем заключается истинный смысл и ценность «Черного квадрата» Малевича? Предлагаю ознакомится с гипотезами, которые я отыскала в и-нете. Возможно какая-то из них будет принята Вашим сознанием. Интересно… какая? 🙂
«Черный квадрат» — это темный прямоугольник
Начнем с того, что «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.
Казимир Малевич «Черный супрематический квадрат», 1915
Несмотря на крайнюю простоту исполнения, картина стала результатом титанической внутренней работы Малевича. Как вспоминал сам художник, идея «Квадрата» появилась у него в ходе работы над оформлением оперы Матюшина «Победа над Солнцем» в 1913 году.
Действительно, на сохранившихся эскизах видно, что в основе композиции занавеса Малевич использовал квадрат, но этот квадрат еще не был черным. Его заполняли характерные для кубизма формы. Похожие формы проглядывают через трещинки верхнего красочного слоя «Черного квадрата». Это доказательство того, что Малевич изначально писал очередную композицию в стиле кубизма, но в какой-то момент все закрасил, изобразив черный квадрат на плоском белом фоне.
«Я неделю не мог спать, я хотел понять то, что я сделал», – впоследствии рассказывал Малевич своим ученикам. Художник пережил шоковое состояние, вызванное открывшимся в ходе творческого акта прозрением.
Написав по наитию «Черный квадрат», Малевич много времени и сил потратил на объяснение картины. «Занят вглядыванием в его («Квадрата») загадочное черное пространство», – писал Малевич и утверждал, что видит в нем «то, что когда-то видели люди в лице Бога».
«Черный квадрат» — это вызов православию
Картина была впервые представлена на футуристической выставке «0,10» в декабре 1915 г. вместе с другими 39 работами Малевича. «Черный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах согласно православным традициям вешали иконы. Там на него и «наткнулись» критики-искусствоведы.
Выставка «0,10». Петербург. Декабрь 1915
Многие восприняла картину, как вызов православию и антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен мадонны».
Так «Черный квадрат» начал свою очень сложную жизнь в мировой культуре.
«Черный квадрат» — это неудавшаяся картина
Для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и, сгоряча, замазал ее, нарисовав черный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал «Гениально!». После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему «Черному квадрату».
Отсюда и эффект растрескавшейся краски на поверхности. Никакой мистики, просто картина не получилась.
Неоднократно совершались попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем. Однако ученые, критики и искуствоведы посчитали, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб и всячески препятствуют дальнейшим экспертизам.
«Черный квадрат» — это разноцветный куб
Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина создана им под воздействием бессознательного, некоего «космического сознания». Некоторые утверждают, что исключительно квадрат в «Черном квадрате» видят люди со слаборазвитым воображением. Если же при рассмотрении этой картины выйти за рамки традиционного восприятия, выйти за пределы видимого, то вы поймете, что перед вами не черный квадрат, а разноцветный куб.
Тайный смысл, вложенный в «Чёрный квадрат», можно тогда сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и черно-белым. Если человек будет воспринимать мир объемно и во всем разноцветии, его жизнь кардинально изменится. Миллионы людей, которых по их словам инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объемность и разноцветность «Черного квадрата».
Черный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в черном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за черным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложней многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.
«Черный квадрат» — это бунт в искусстве
На момент появления картины в России было засилье художников кубистской школы. Кубизм достиг своего апогея, уже порядком поднадоел всем художникам, и начали появляться новые художественные направления. Одним из таких направлений стал супрематизм Малевича и «Черный супрематический квадрат» как его яркое воплощение.
Термин «супрематизм» произошел от латинского suprem, что означает доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. Супрематические картины — это беспредметная живопись, акт «чистого творчества».
Одновременно были созданы и экспонировались на той же выставке «Черный круг» и «Черный крест», представляя три основных элемента супрематической системы. Позднее были созданы еще два супрематических квадрата — красный и белый.
«Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест»
Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Его влияние испытали многие талантливые художники. Поговаривают, что Пикассо охладел к кубизму после того, как увидел «квадрат Малевича».
«Черный квадрат» — это пример гениального пиара
Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное как подать и продать.
Художники экспериментировали с черным цветом «сплошь», начиная аж с XVII века. Первым наглухо черное произведение искусства под название «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем двести лет.
А дальше уже практически без перерывов — «Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882, совсем уж плагиат «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле. И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Черный супрематический квадрат». И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусств. Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках.
Альфонс Алле, “Философы ловят черную кошку в темной комнате”, 1893
Впоследствии Малевич нарисовал как минимум четыре версии своего «Черного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде повторить и преумножить успех картины.
«Черный квадрат» — это политический ход
Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстроился под меняющуюся ситуацию в стране. Многочисленные черные квадраты, нарисованные другими художниками во времена царской России, так и остались незамеченными. В 1915 году квадрат Малевича приобрел совершенно новый актуальный своему времени смысл: художник предлагал революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи.
«Квадрат» к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения. Сам факт его написания — это декларация конца традиционного искусства. Большевик от культуры, Малевич пошел навстречу новой власти, и власть ему поверила. До прихода Сталина Малевич занимал почетные должности и успешно дослужился до народного комиссара ИЗО НАРКОМПРОСА.
«Черный квадрат» — это отказ от содержания
Картина знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. Формализм — это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме. Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «контекст» и «содержание», сколько «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение». То, что признал Малевич и не признали его современники, является де-факто для современных художников и «просто квадратом» для всех остальных.
«Черный квадрат» — это кризис идей в искусстве
Малевича называют чуть ли не гуру современно искусства и обвиняют в гибели традиционной культуры. Сегодня любой смельчак может назвать себя художником и заявить, что его «произведения» обладают высочайшей художественной ценностью.
Искусство изжило себя и многие критики сходятся во мнении, что после «Черного квадрата» ничего выдающегося уже создано не было. Большинство художников ХХ века утратили вдохновение, многие находились в тюрьмах, ссылках или эмиграции.
«Черный квадрат» — это тотальная пустота, черная дыра, смерть. Рассказывают, что Малевич, написав «Черный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Впоследствии он написал 5 томов философских размышлений на тему искусства и бытия.
«Черный квадрат» — это шарлатанство
Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это фигня, потому что засмеют.
А максимально примитивному рисунку — квадрату — можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии просто безграничен. Не понимая, в чем великий смысл «Черного квадрата», многим людям нужно его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины…
Картина, написанная Малевичем в 1915 году, остается, пожалуй, самой обсуждаемой картиной в русской живописи. Для кого-то «Черный квадрат» — это прямоугольная трапеция, а для кого-то — это глубокое философское послание, которое зашифровал великий художник. Точно так же, глядя на кусочек неба в квадрате форточки, каждый думает о своем…